Наша версия,
14 июня 2022 г.
КАСКО-дёры
206 просмотров
Весной страна пережила бум на покупку полисов КАСКО – несмотря на подорожание, спрос на полисы в марте по сравнению с февралём вырос в 4 раза. Ажиотаж во многом спровоцировали сами страховщики, собрав в итоге миллионные прибыли. Однако далеко не факт, что оформившие дорогую страховку автовладельцы в случае аварии получат отремонтированный должным образом автомобиль или адекватную выплату.
Глядя на то, как разворачивается ситуация на рынке автострахования, начинаешь понимать, почему в США родился анекдот: «Чем отличается случайный наезд на кошку от случайного наезда на страхового агента? В случае с кошкой на дороге видны следы торможения». Нет, формально всё выглядит законно, однако страховщики уже не раз доказывали, что могут манипулировать юридическими нормами с ловкостью цирковых фокусников. Вспомнить хотя бы истории с ОСАГО, когда попавшие в ДТП автовладельцы вдруг узнавали, что для получения положенной компенсации им необходимо приехать в центр урегулирования убытков, который – вот незадача! – находится где-нибудь километрах в 80. А экспертизу повреждений будет проводить специалист из аккредитованной – читай прикормленной – компании. С помощью таких манипуляций страховщики смогли немало сэкономить на выплатах по ОСАГО. И вот теперь пришла очередь полисов КАСКО, которые обязательны для всех кредитных автомобилей и, как постоянно подчёркивалось, защищают автомобилистов намного надёжнее, чем ОСАГО, сумма выплат по которым ограничена 400 тыс. рублей.
Восстановлению не подлежит
Итак, суть в следующем. Практически сразу после 24 февраля страховщики начали предупреждать о неизбежном подорожании стоимости полисов. Эти заявления выглядели оправданно: падение курса рубля и отказ зарубежных автопроизводителей сотрудничать с Россией моментально привели к дефициту запчастей и росту их стоимости. Потому страховые компании вынуждены немного повысить цены на полисы КАСКО.
Конечно же, говоря «немного», страховщики, как обычно, поскромничали – стоимость полисов в марте – апреле выросла на 10–30%. В худшем положении оказались молодые водители с небольшим стажем, имеющие автомобили из списка самых угоняемых. «Деловой Петербург» приводил расчёты: полис КАСКО на Toyota Camry подорожал до 560 тыс. рублей, на Kia Rio – до 242 тыс., на Hyundai Solaris – до 381 тысячи.
Кроме того, страховщики указывали: следствием нынешней ситуации неизбежно станет увеличение количества угонов – машины просто начнут разбирать на запчасти. В связи с этим напуганные россияне стали активно страховать свои автомобили. Только в апреле, по данным страховой компании «Энергогарант», количество застрахованных авто по сравнению с февралём выросло на 16%. Это, как уже говорилось, с учётом того, что полисы стали значительно дороже. Однако на какие расходы не пойдёшь, если есть риск лишиться автомобиля.
Таким образом, первая часть схемы сработала – клиенты принесли свои деньги. Однако предположить, что страховщики готовы с ними расстаться, может разве что самый наивный. Вот почему из разных регионов страны приходят новости: автовладельцы жалуются на одну и ту же ситуацию. После ДТП они приходят в страховую компанию, прося оформить направление на ремонт, однако в ответ слышат, что машина не подлежит восстановлению. Потому владелец машины может получить денежную выплату, передав разбитый автомобиль компании. При этом «тотально повреждёнными» признают даже машины, у которых, к примеру, всего лишь разбиты фары и бампер. А денег, которые предлагают выплатить, не хватит даже на покупку подержанной «Лады».
В чём же подвох? Эксперты поясняют: это ещё одна уловка страховщиков. Теперь им выгодно признавать как можно больше машин «не подлежащими восстановлению». Ведь в этом случае компания выплачивает автовладельцу прописанную в договоре страховую стоимость машины, которая с учётом износа становится ещё ниже. А то, что осталось от машины, затем продаётся на аукционе под восстановление или на разборку – из-за роста цен это получается сейчас крайне выгодно. Но главное – «затоталить» сегодня можно едва ли не любое повреждённое авто. И не важно, что все основные элементы остались целы. Ведь расчёт производится не по техническому состоянию, а по стоимости ремонта. А в связи с увеличением цен на запчасти, даже самый лёгкий ремонт может обойтись в космические суммы. К примеру, стоимость ксеноновой фары или алюминиевого капота может составлять десятки и сотни тысяч рублей. При этом страховщики указывают в полисах, при какой стоимости ремонта наступает «тотальная гибель». Сейчас минимальный порог установили «Росгосстрах» и «Тинькофф» – у них машина признаётся не подлежащей восстановлению, если стоимость ремонта составляет больше 65% от страховой суммы. Показательный момент: обе компании всячески рекламируют доступность своих полисов, обещая низкие цены.
Ремонт старьём
Впрочем, не менее неприятный сюрприз ждёт и тех, кто всё же получил направление на ремонт. В апреле страховщики начали келейно вводить новую практику. Вместо того чтобы устанавливать новые детали, как это было всегда, теперь ремонтируют старые. По информации «Газета.Ru», так уже делает «Ингосстрах» и собирается делать «РЕСО-Гарантия». Клиентам, которые не согласятся с таким решением, предложат ждать поставок нужных запчастей. При этом отмечается, что если прежде заказанная в Европе деталь приходила на склад за 10–15 дней, то теперь срок доставки может составлять два месяца и больше, причём неизвестно, придёт ли деталь вообще. Другой вариант – взять компенсацию деньгами. Но с учётом того, что стоимость запчастей выросла, не факт, что денег хватит на покупку. Как сообщало агентство Russian Automotive Market Research, только в марте стоимость заднего бампера в среднем выросла на 96,4%, передней левой двери – на 92,8%, а лобового стекла – на 91,8%. Более того, некоторые страховщики уже отказывают в направлении на ремонт, выдавая компенсацию деньгами, поскольку для них это получается выгоднее. Основание, конечно же, находится – дескать, закон обязывает проводить восстановительный ремонт в 30-дневный срок, а из-за отсутствия запчастей мы этого сделать не можем, потому получите возмещение и бегайте по магазинам и мастерским сами.
В итоге полис КАСКО, по сути, лишается всех своих преимуществ. Прежде владельцы машин, не находящихся в кредите, покупали его по одной причине – в случае аварии чинить машину удобнее было именно по КАСКО, а не по ОСАГО. Потому что в случае с обязательным страхованием работы часто проводились долго и кое-как, а машина, застрахованная по КАСКО, сразу получала «зелёный свет» и делалась на совесть и с использованием лучших материалов. Теперь же, выходит, ничего подобного можно не ждать. «[При таком подходе] КАСКО абсолютно теряет актуальность, потому что совершенно непонятно, зачем человеку получать на свою машину несколько килограммов шпатлёвки при восстановлении кузовных деталей», – полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Одно уточнение: КАСКО теряет актуальность для водителей. Страховщики всё равно останутся в выигрыше.
Как быть в нынешних условиях? Представители компаний по продаже запчастей осторожно прогнозируют: возможно, месяца за два-три удастся наладить новые логистические цепочки и начать массовые поставки запчастей в Россию. Опять-таки поможет разрешённый властями серый импорт, в рамках которого детали можно будет завозить в РФ без разрешения производителя. Но здесь возникает другая опасность – поток фальсификата. Потому эксперты настоятельно рекомендуют следить за подлинностью и не покупать запчасти совсем уж по дешёвке и у непонятных продавцов.
Ну а пока что главная задача для водителей – не попадать в ДТП. А если авария всё же случилась, дожидаться гаишников и не соглашаться на оформление «европротокола». Ведь лимит выплат по нему ограничен 100 тыс. рублей. Потому лучше потерять пять или шесть часов времени на оформление ДТП с участием ГИБДД, чем потом по суду отдавать 500–700 тыс. на ремонт чужой машины.
Кирилл АШОТОВ
Вся пресса за 14 июня 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
AM Best отмечает растущие риски для американских страховщиков P&C на фоне роста вторичных опасностей

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 30 апреля 2025 г.
БПЛА повредил частный дом в Нижегородской области

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
KBRA заявляет, что тарифное давление на страховщиков США растет

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Житель Нижегородской области получит страховку за попадание БпЛА в его дом

|
|
Report.Az, Баку, 30 апреля 2025 г.
ЦБА изучит возможность внедрения «зеленых» страховых продуктов

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
Беспилотник повредил частный дом в Павловском округе

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 30 апреля 2025 г.
Сенатор Рябухин: расходы Фонда ОМС требуют системной проверки и оптимизации

|
|
МК в Германии, 30 апреля 2025 г.
Здоровье в долг: Германия обсуждает экстренные меры для GKV

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
«Колоссальные демографические сдвиги» изменят мировой сектор страхования имущества и ответственности

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Устойчивый спрос — ключ к долгосрочному росту рынка киберперестрахования

|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 апреля 2025 г.
Расширение перестрахования укрепляет кредитную позицию немецких и французских страховщиков

|
|
Российская газета онлайн, 30 апреля 2025 г.
Страховщики оформили более 100 полисов ОСАГО, действующих в России и в Беларуси

|
|
НТВ, 30 апреля 2025 г.
FT: нефтетрейдеры и страховщики изучают возвращение в Россию

|
|
Forbes, 30 апреля 2025 г.
FT узнала о консультациях западного бизнеса с юристами о возвращении в Россию

|
|
МК в Ярославле, 30 апреля 2025 г.
Эксперты рассказали, почему в России процветает мошенничество в страховании

|
|
МК во Владимире, 30 апреля 2025 г.
Евгений Уфимцев: ОСАГО выполняет свою главную задачу, но есть простор для трансформаций

|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 30 апреля 2025 г.
«Заходят каратели в виде экспертов»

|
 Остальные материалы за 30 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|